История и общая характеристика
История и общая характеристика
ВИЧ – инфекция — медленно прогрессирующее инфекционное заболевание, возникающее в результате заражения вирусом иммунодефицита человека, который, поражая иммунную систему, делает организм восприимчивым к разнообразным оппортунистическим инфекциям, т.е. инфекциям, проникающим в организм, ослабленный ВИЧ, и опухолям, что, в конечном итоге, становится причиной гибели инфицированного. Это — одна из самых социально – значимых инфекций XXI века.
Впервые, вирус иммунодефицита человека был обнаружен в 1983 г. в США и во Франции, в лабораториях Р.Галло и Л.Монтанье. Свои работы эти учёные опубликовали практически одновременно, но, вследствие того, что некоторые эксперименты американского биохимика – Р.Галло – были подвергнуты сомнению, то научное сообщество считает, что первым этот вирус выделил Л.Монтанье. Однако, Р.Галло первым выявил взаимосвязь ВИЧ и СПИД, а также создал тест, позволяющий определить наличие вируса в организме.
Первый российский пациент с вирусом иммунодефицита человека был обнаружен в 1987 г. Большинство выявленных в то время случаев заражения были связаны с сексуальным путём передачи – женщины, имевшие сексуальный контакт с мужчинами – выходцами из африканских стран, мужчины, имевшие половую связь с мужчинами. В 1989 г. В Элисте и Волгограде инфицированными числились более 250 детей. Причиной стало использование нестерильного медицинского оборудования. Период 1994 – 1996 гг. стал периодом, в который основной причиной заражения стало совместное использование нестерильных шприцев наркопотребителями.
На сегодняшний день, ведущей причиной распространения ВИЧ – инфекции в России, также остаётся небезопасное употребление инъекционных наркотиков, однако, нарастает значимость полового пути передачи инфекции, особенно в подростковой и молодежной среде.
Попадая в организм ВИЧ, в отличие от других вирусов, полностью уничтожает клетки, которые поражает. Существует несколько основных клеток – мишеней:
1. Клетки иммунной системы – носители специфического рецептора CD4, а именно: 100% Т-лимфоциты, так называемые хелперы, регулирующие общую работу иммунной системы, 10% моноциты – макрофаги, способствующие проникновению вируса в организм, при этом полностью не разрушаясь и 5% B – лимфоциты, ответственные за гуморальный защиту организма, с помощью белков – антигенов.
2. Клетки других органов и систем, в частности клетки лимфатических узлов, клетки шейки матки, альвеолярные макрофаги легких и т.д.
Говоря о вирусе иммунодефицита человека нельзя не раскрыть биологические свойства этого вируса, которые необходимо принимать во внимание при разработке и применении профилактических вмешательств относительно ВИЧ – инфекции.
1. Высокая изменчивость – в сравнении с вирусом гриппа, мутационная
активность вируса иммунодефицита человека в 5 раз больше. Более того, международная база данных содержит информацию о том, что существует несколько десятков тысяч вариантов ВИЧ – 1.
2. Нестойкость во внешней среде. Активность вируса снижается при температуре 56 ° С, а по прошествии 30 минут, вирус инактивируется. Кроме того, он погибает в течении 1-3 минут при кипячении, а также при резком изменении кислотно – шелочного баланса, изменении реакции среды и под воздействием дезинфицирующих химических средств. Однако, следует заметить, что ученые предполагают, что, так как концентрация вируса в крови и сперме очень высока, то он может сохраняться в высушенном состоянии в несколько часов или дней. Кроме того – вирус, содержащийся в крови, необходимой для переливания, живёт годы, а в замороженной сперме вирус может прожить несколько месяцев.
3. Вирус характеризуется относительной устойчивостью к ионизирующей радиации, облучению ультрафиолетом и заморозке при -70° С
Источником вируса иммунодефицита человека может быть только ВИЧ – позитивный человек, как в бессимптомной стадии болезни, так и в стадии развернутых клинических проявлений. Существование вируса в организме животных и насекомых невозможно. Выделяются несколько факторов передачи вируса: кровь (0,1 мл – инфицирующая доза), сперма, спинномозговая жидкость, грудное молоко, менструальная кровь, влагалищный и цервикальный секрет, биологические препараты, которые производятся из разнообразных тканей организма человека.
Все вышеперечисленные жидкости, в случае наличия в организме человека, характеризуются высокой концентрацией вируса, которая, при контакте, будет достаточной для заражения. Также, следует заметить, что заражение может произойти только в том случае, если вирус попал в кровоток или на слизистую оболочку здорового человека в количестве, достаточном для инфицирования.
Сегодня, вирус иммунодефицита человека подразделяется на два типа (HIV – 1, HIV – 2) и 9 субтипов (A,B,C,D,E,F,G,H,O). Кроме того, выделяются также 3 комбинированных (рекомбинантных) субтипа.В современной пандемии, наибольшее распространение в Российской Федерации получил ВИЧ – 1. 94% всех зараженных россиян имеют субтип А (причиной этому служит то, что именно этот субтип распространялся в среде потребителей инъекционных наркотиков), а рекомбинантные вирусы выявляются только в 4% случаев. Относительно других стран – в США доминирует ВИЧ -1, субтип В, а вот в Западной Африке преобладает менее прогрессирующий ВИЧ – 2.
Теперь, когда дано общее описание вируса иммунодефицита человека, раскрыты его свойства и пути передачи, можно перейти к характеристике самих ВИЧ – инфицированных.
История и культурология
Общая характеристика и основные этапы развития
В начале I тыс. до н.э. древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии и уступили место новому культурному центру, возникшему в Средиземноморье и получившему название «античная цивилизация». К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях и в экономическом, политическом и социальном отношениях была более динамичной по сравнению с древневосточными обществами.
Достижения древних греков и римлян впечатляюще поразительны во всех областях, и на них основана вся европейская цивилизация. Греция и Рим, два вечных спутника, сопровождают европейское человечество на всем его пути. «Мы видим глазами греков и говорим их оборотами речи», – сказал Якоб Буркхардт.
Возникновение европейской ментальности, особенности европейского пути развития невозможно понять, не обратившись к самому началу европейской цивилизации – античной культуре, сформировавшейся в Древней Греции и Древнем Риме в период с начала I тыс. до н.э. по V в. н.э.
Античная цивилизация, если исчислять ее от гомеровской Греции (XI-IX вв. до н.э.) до позднего Рима (III-V вв. н.э.), многими достижениями обязана еще более древней крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции в III-II тыс. до н.э.
Центрами эгейской цивилизации были остров Крит и город на юге Греции Микены. Эгейская культура отличалась высоким уровнем развития и своеобразием, однако нашествия ахейцев, а затем дорийцев повлияли на ее дальнейшую судьбу.
В историческом развитии Древней Греции принято выделять следующие периоды: гомеровский (XI-IX вв. до н.э.); архаический (VIII-VI вв. до н.э.); классический (V-IV вв. до н.э.); эллинистический (конец IV–I вв. до н.э.). История Древнего Рима делится на три основных этапа: ранний, или царский Рим (VIII–VI вв. до н.э.); римская республика (V–I вв. до н.э.); римская империя (I–V вв. н.э.).
Римская цивилизация считается эпохой наивысшего расцвета античной культуры. Рим называли «вечным городом», а поговорка «Все пути ведут в Рим» сохранилась до наших дней. Римская империя представляла собой самое большое государство, охватившее все территории, примыкающие к Средиземноморью. Слава и величие ее измерялись не только обширностью территории, но и культурными ценностями входивших в нее стран и народов.
В формировании римской культуры приняли участие многие народы, подчинявшиеся римской власти, в том числе и население древневосточных государств, в частности Египта. Однако на раннеримскую культуру наибольшее влияние оказали племена латинов, населявших область Лаций (где и возник город Рим), а также греки и этруски.
В исторической науке до сих пор существует «этрусская проблема», которая заключается в загадке происхождения этрусков и их языка. Все попытки современных ученых сопоставить их с какой-либо языковой семьей не дали результата: удалось только найти некоторые соответствия индоевропейского и кавказско-малоазиатского (и других) происхождения. Неизвестна пока и родина этрусков, хотя предпочтение отдается теориям их восточного происхождения.
Цивилизация этрусков достигла высокого уровня развития и была красочно описана античными историками, представлена в многочисленных памятниках. Этруски были отважными мореходами, искусными ремесленниками, опытными земледельцами. Многие их достижения заимствованы римлянами, в том числе и символы власти этрусских царей: курульное кресло; фасции (пучок розог с воткнутой в них секирой); тога – верхняя мужская накидка из белой шерсти с пурпурной каймой.
Особая роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала грекам. Как писал римский поэт Гораций, «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла».
У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства: в Рим были вывезены библиотеки, образованные рабы и т.д. Именно синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации, европейского пути развития, породившего дихотомию Восток – Запад.
Несмотря на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации – Греции и Рима, можно говорить о некоторых общих чертах, определивших своеобразие античного типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного типа. Эти особенности были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими название архаической революции, культурного переворота.
Архаическая революция была своего рода социальной мутацией, поскольку в истории она по своим результатам единственная и уникальная. Архаическая революция позволила сформировать античное общество, опирающееся на частную собственность, чего ранее нигде в мире не было. Выход на передний план частнособственнических отношений, появление товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, способствовали возникновению и других структур, определявших специфику античного общества.
К ним относятся различные политические правовые и социокультурные институты: появление полиса как основной формы политической организации; наличие концепций суверенитета народа и демократического правления; развитая система правовых гарантий защиты и прав свобод каждого гражданина, признание его личного достоинства; система социокультурных принципов, способствовавших развитию личности, творческих способностей, а в конечном счете – расцвету античного искусства.
Благодаря всему этому античное общество стало принципиально отличаться от всех других, а в цивилизованном мире возникли два разных пути развития, породивших в дальнейшем дихотомию Восток–Запад.
Важную роль в архаической революции сыграла греческая колонизация, которая вывела греческий мир из состояния изоляции и вызвала стремительный расцвет греческого общества, сделала его более подвижным, восприимчивым.
Она открыла широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, помогла высвобождению личности из-под контроля общины и ускорила переход общества на более высокий уровень экономического и культурного развития.
Колонизация, т.е. создание новых поселений в чужих странах, была вызвана различными причинами, в частности перенаселением, политической борьбой, развитием мореплавания и т.д. Первоначально колонисты остро нуждались в самом необходимом.
Им не хватало привычных продуктов, таких, например, как вино и оливковое масло, а также многих других вещей: домашней утвари, тканей, оружия, украшений и т.п. Все это приходилось доставлять из Греции на кораблях, привлекая внимание к этим изделиям и продуктам местных жителей.
Открытие рынков на колониальной периферии способствовало совершенствованию ремесленного и сельскохозяйственного производства в самой Греции. Ремесленники постепенно становятся многочисленной и влиятельной социальной группой. А крестьяне в ряде районов Греции переходят от выращивания малоурожайных здесь зерновых культур к более доходным многолетним культурам: винограду и оливкам.
Превосходные греческие вина и оливковое масло пользовались огромным спросом на внешних рынках в колониях. Некоторые греческие города-государства вообще отказались от своего хлеба и стали жить за счет более дешевого привозного зерна.
С колонизацией было связано и появление более прогрессивной формы рабства, когда в рабов обращали не соплеменников, а захваченных в плен чужеземцев. Основная масса рабов поступала на греческие рынки из колоний, где их можно было приобрести в больших количествах и по доступной цене у местных правителей. Благодаря широкому применению во всех отраслях производства рабского труда у свободных граждан появлялся избыток свободного времени, которое они могли посвятить занятиям политикой, спортом, искусством, философией и т.д.
Таким образом, колонизация способствовала формированию основ нового общества, новой полисной цивилизации, резко отличающейся от всех предшествующих.
История и общая характеристика тестов достижений. Примеры наиболее употребляемых тестов достижений.
История создания и общая характеристика тестов достижений. Примеры наиболее известных методик. Широкоориентированные тесты достижений (батареи общих достижений), тесты достижений по конкретным учебным предметам. Тесты академической оценки SAT I, SAT II, ЕГЭ.
История создания тестов достижений
Этим термином западные тестологии обозначили педагогические тесты предметных знаний — знаний по определенным учебным предметам, а также профессиональные тесты — на специальные профессиональные умения и навыки.
В отличие от тестов интеллекта они отражают не столько влияние многообразного накопленного индивидуального опыта, сколько влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. (Обычные контрольные работы в наших школах являются, по сути, ничем иным, как не слишком хорошо формализованными и отработанными тестами достижений).
История развития этих тестов начинается с момента смены в Бостонской школе устной формы экзаменов на письменную (1845г.). В Америке тесты достижений используются при отборе сотрудников на государственную службу, начиная уже с 1872г., а с 1883г. их применение становится регулярным. Наиболее значительная разработка элементов техники конструирования тестов достижений выполнена в течение первой мировой войны и сразу после нее.
Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группе диагностических методик. Одним из наиболее известных тестов и наиболее применяемых в США является Стенфордский тест достижений (SAT), впервые опубликованный в 1923г. С его помощью оценивается уровень обученности в разных классах в средних учебных заведениях.
Значительное количество тестов было создано в рамках индустриальной психологии (психотехники) под воздействием запросов со стороны промышленности и экономики. Дальнейшее развитие тестов достижений:
Первой попыткой введения стандартизированных методов тестов успешности была работа английского школьного учителя Фишера составившего в 1869г. «Книгу шкал», в которой приводились образцы различных ученических работ, расположенные по возрастающей степени совершенства шкал. Сравнивая работы данного ученика с приведенными в книге образцами педагог мог дать более точную и объективную оценку достижений ученика и вместе с тем мог указать какой стадии обучения по данной шкале соответствуют данные достижения. Широкого распространения метод Фишера не получил. Причиной этого была примитивность предложенных им шкал и не возможность более обстоятельной разработки их вследствие отсутствия соответствующих статистических методов. Для построения более совершенных шкал необходимо было перейти от простого коллекционирования школьных работ к собиранию их при помощи испытаний при строго определенных, однообразных условиях и затем установить стандарты, обосновав их путем соответствующей статистической обработке собранного материала.
Первым, кто начал разрабатывать стандартизированные тесты учета школьной успешности был американский педагог Райс. Первой его работой в этой области было исследование навыка учащихся в орфографии (1894-1895г.) Желая точно учесть успешность учащихся в орфографии при различных методах обучения он составил специальные таблицы слов, написание которых учащимися представляло наибольший интерес с точки зрения обучения, и обследовал по этим таблицам свыше 60 000 школьников.
Он сделал интересные замечания на основе данных исследования – ученики, тратившие в течение 8 лет в среднем по 40 минут в день на занятия орфографией, пишут не лучше, чем ученики, занимавшиеся орфографией в течение того же времени в среднем по 10 минут в день.
Возможность измерения школьных достижений с помощью специальных заданий после публикации Фишера вызвала бурную дискуссию среди педагогов. Вслед за тестами для орфографии Райсом были составлены тесты для учета навыков в счете и языке. При этом Райс, прежде всего, ставил целью оценку методов обучения, Ане определение стандартов (норм).
Совершенно определенно вопрос о стандартах впервые поставил Торндайк, которого современные авторы называют отцом стандартизированных методов учета. Заинтересовавшись школьными тестами в 1903г. Торндайк особое внимание обратил на психологическое и статистическое обоснование метода тестового учета и на тщательную статистическую обработку получаемого с помощью этого метода материала. В течение ряда лет им был разработан ряд ценных тестов по учету навыков в чтении, письме и счете, послуживших образцом для позднейших исследователей, и дан ряд стандартов для различных годов обучения. Его капитальные работы по методике психологических и педагогических измерений «Mental and Social Measurements», «Educational Psychology» подвели научную базу под стандартизированные методы учета, а вышедшая в 1922г. книга «Психология арифметики» является образцом изучения процесса школьной работы на основе объективных методов измерения успешности.
Вслед за Торндайком к разработке объективных методов учения успешности при помощи тестов преступил целый ряд других психологов: в США — Кортис, Старг, Эйрис, Мкколл, Монро, Вуди, Требю и др. В Англии — Берт, Баллард. В Австрии — Раншбург.
В 20 годы 20 века в США были организованы при университетах и администрациях в педагогических центрах ряд специальных исследовательских бюро, которые занимались разработкой стандартизированных методов учета, руководили проведением учета и обработкой получаемых результатов. Метод стандартизированного учета школьной успешности получил широкое распространение в Америке, им пользуются и психологи, и педагоги, и методисты для:
- оценки методов обучения
- учета эффективности работы педагога
- изучения индивидуальных особенностей учащихся
- анализа работы школ.
Было разработано большое количество разнообразных форм тестов достижений.
Общая характеристика
Тесты достижений обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени.
Таким образом, тесты достижений предназначаются для определения соответствия достижений некой идеальной общенациональной учебной программе (часто основанной на обобщении материала различных учебников).
Выделяют две группы тестов достижений: широкоориентированные тесты достижений(батареи общих достижений), тесты достижений по конкретным учебным предметам.
Широкоориентированные тесты достижений ориентированы на оценку навыков по основным целям обучения (например, тесты на понимание научных принципов). Батареи общих достижений представляют собой широко ориентированные тесты, они применяются для оценки достижений главных, долгосрочных целей обучения. Разработка таких батарей широко применяется в образовательной практике США. Большинство тестовых батарей охватывают все уровни школьного обучения и являются скоординированной серией тестов,позволяющей сопоставить результаты учащихся от 1 до 12 класса. Такую серию например составляют Тесты академической оценки SAT
Тесты достижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике) ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например, счетными).
Стандартизированные тесты по отдельным учебным предметам измеряют уровень достижений в предметных областях знаний, изучаемых в школе и колледже. Применений таких тестов существенно возрастает в связи с тем, что современные школьники специализируются на изучении конкретных научных дисциплин.
В США стандартизированные тесты разработаны почти по каждому предмету: от истории до физической культуре. Такие узко ориентированные тесты используются в качестве итоговых экзаменов по курсу обучения. Также они выполняют не менее важную функцию – определение «сильных» и «слабых» сторон в усвоении предметно-специфических навыков и знаний. Постепенно возрастает использование специализированных тестов достижений в качестве замены вступительных экзаменов в колледжи и университеты.
Такие тесты выполняют несколько функций:
- выступают как средство оценки знаний,
- выявляют недостатки обучения,
- подсказывают направление последующего обучения,
- обеспечивают мотивацию учащегося,
- помогают приспособить обучение к потребностям индивида,
- дают информацию об уровне знаний, усвоенных учащимися.
Особое место среди стандартизированных тестов достижений занимают тесты оценки уровня базовых навыков, используемые в качестве средства подтверждения образовательного минимума и как основы для выдачи аттестата об окончании средней школы. Неоходимость разработки и применения такого рода тестов США была инициирована докладом «Нация в опасности», представленным Национальной комиссией улучшения образования. В нем утверждалось, что американская нация стоит перед непосредственной угрозой снижения общего образовательного уровня. В связи с этим докладчики настаивали на введении минимального тестового стандарта, общей тестовой батареи, на основе которой будет устанавливаться минимальный уровень школьной успешности.
Тесты на минимум базовых навыков разрабатываются и для взрослых в связи с реализацией образовательных программ в учреждениях особого типа (например, в тюрьмах) и обеспечением эффективности программ профессиональной подготовки. Пример: Тесты базового образования взрослых TABE. Батарея TABE содержит 5 ступенчатых уровней трудности для 5 предметных областей, включая чтение, язык и прикладную математику.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1159 ;